Время работы 8:30 - 16:00
Учитель начальных классов
Мы находимся:
Россия.
Кемеровская обл.
г. Прокопьевск
МКОУ "Школа-интернат№32"
Главная \ Программы \ КТП "Развитие речи" 1 класс ( для глухих учащихся )

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ « ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА». ( Развитие речи)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования для  обучающихся с нарушением слуха, а также  с учетом программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений для детейI вида, Просвещение,2001г;  

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современногомира. Характерное для глухих детей нарушение всех структурных компонентов речи обуславливают специфику обучения их русскому языку. Она выражается в том, что программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.

В системе школьного образования учебный предмет «Развитие речи» занимает особоеместо: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности развитие речи обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. Работа по развитию связной речи у обучающихся даётся в процессе изучения всего программного материала по развитию речи на основе разных видов работ: работа с деформированным текстом, распространение текста путём включения в него прилагательных, изложение рассказа по коллективно составленному плану, составление рассказа по картине по коллективно составленному плану, по опорным словам и данному плану, оставление рассказа с помощью учителя по предложенным темам, сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений.

Изучение предмета «Развития речи» в начальной  школе  направлено на достижение следующих целей:

Овладение способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств, в процессе обобщения, учебной деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

Формирование, развитие и активизация словарного запаса, т.е. развитие лексической основы речи.

Обучение связной речи

Овладение разными формами речи (диалогическая и монологическая), типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Развитие речевой деятельности глухих учащихся — это интегрированная система обучения, в которой каждый учебный предмет имеет общие и специфические задачи в отношении обучения языку, меняющиеся в зависимости от года обучения, с постоянной ведущей ролью предметно-практического обучения (ППО). Работа, начатая на уроках ППО по формированию какого-либо речевого умения, конкретного речевого материала, продолжается на уроках языка (развитие речи, чтение) и других дисциплин. И наоборот, работа над речевым материалом уроков развития речи переходит на уроки ППО. В обучении языку выделяется несколько периодов, отличающихся друг от друга задачами, содержанием и объединенных едиными принципами, характеризующими коммуникативную систему (С. А. Зыков)

Факторами, интенсифицирующими развитие разговорной и связной речи учащихся на уроках языка, являются использование педагогически организованной предметно-практической деятельности, целенаправленное обучение планированию речевых высказываний, использование коллективной групповой деятельности детей, соблюдение дифференцированного подхода к учащимся, реализация комплексного подхода к речевому развитию (одновременно протекающая работа над всеми сторонами речи, внутрипредметные и межпредметные связи).

В содержание раздела «Развитие речи» входят развитие разговорной и связной (устной и письменной) речи, работа над словарным составом и грамматическим строем языка, а также формирование произношения. На одном и том же уроке развития речи учитель работает над разговорной речью, над структурой предложения и словарным составом, слухо-зрительным восприятием речи и произношением.

Развитие разговорной речи. Сущность работы по развитию речи заключается в развитии способа общения, в воспитании речевого поведения, в формировании речевой деятельности. Организуя разные виды деятельности детей, создавая у них потребность в общении, учитель сообщает нужные в данный момент речевые формы. Многократность повторения их детьми в сходных ситуациях, в разных видах деятельности способствует усвоению речевого материала. Деятельностный характер процесса речевого развития глухих школьников сочетается с учетом индивидуальных особенностей детей (при выборе форм организации учебного процесса, отборе содержания работы класса, при использовании форм речи).

Содержание обучения разговорной речи на каждом году обучения представлено тремя группами коммуникативных умений, формируемых у учащихся при осуществлении совместной деятельности с учителем и товарищами,— Побуждение, Сообщение, Вопрос — и содержит конкретный перечень требований к ним. Программа предусматривает реализацию учащимися собственных коммуникативных намерений (выражение побуждения, просьбы; сообщение о деятельности или в связи с деятельностью; обращение с вопросом) и обучение их реакции (речевой или неречевой) на действия окружающих: выполнение поручения, просьбы и понимание запрещения; понимание сообщения и поведение в соответствии с ним; ответ на вопрос.

Для целенаправленного обучения общению программой предусмотрен определенный речевой материал, отражающий разные ситуации взаимодействия, возникающие в процессе коммуникации. Речевой материал, представленный в разделе «Развитие разговорной речи», является обязательным, базовым для обучения детей общению на всех уроках, в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Отдельных часов на проведение специальных уроков разговорной речи не выделяется.

Изменение программных требований ведется по нескольким направлениям — усложнение структуры фраз, расширение способов поведения в различных ситуациях, повышение точности и вариативности высказываний, увеличение доли самостоятельной речи школьников. Работа по развитию разговорной речи школьников продолжается воспитателями класса. Программа перечисляет примерные виды деятельности школьников в часы их пребывания в интернате, в процессе которых возможно эффективное речевое развитие детей с учетом типов фраз и отрабатываемых умений раздела «Разговорная речь». Ведущей формой общения педагога (учителя, воспитателя) с учениками является устная речь и слухо-зрительное ее восприятие учащимися. Дактильная форма речи (всегда в сочетании с устной) на всех этапах обучения в школе глухих используется учителем как вспомогательное средство. Материал, предъявленный учителем в устно-дактильной форме, затем повторяется им в устной форме.

Учащиеся пользуются устной речью в сопровождении дактилирования, если употребляют новое или вариативное выражение мысли, отвечают на уроке перед всем классом, а также при общении в коллективной работе. Дети не дактилируют при использовании знакомого речевого материала, при специальной отработке материала на слуховой основе. В обучении разговорной речи предусматривается использование и письменной формы речи. С этой целью педагог наряду с устным обращением систематически прибегает к письму: на доске пишет поручения, задания, вопросы; предлагает детям обращаться с просьбами, поручениями к одноклассникам в письменной форме (особенно на уроках ППО).

Развитие монологической (устной и письменной) речи. Обучение монологической речи осуществляется в условиях различных видов деятельности, порождающих потребность в связном высказывании при общении с окружающими. Необходимость в целостном высказывании проявляется, прежде всего в условиях занятия детей коллективной предметно-практической деятельностью. Уроки предметно-практического обучения используются для формирования у глухих детей первоначального навыка связного изложения мыслей (составление отчета, заявки, описание изделий, планирование деятельности и др.) при понимании назначения высказывания и возможности его корректировки в сопоставлении с практическими действиями.

На уроках развития речи работа над связным высказыванием продолжается. Но и здесь в первые годы обучения основными видами работ являются такие, которые имеют коммуникативную направленность (рассказ о прошедшем дне одноклассникам; записи об интересных событиях для воспитателя, родителей; письма друзьям и родным и т.д.). В этих условиях формируются умения, характерные для монологического высказывания (определение цели высказывания и его задач, планирование высказывания, выделение главной мысли, отбор речевых средств, контроль и корректировка точности высказывания).

В младших классах глухие школьники начинают овладевать различными композиционными формами (письмо, рассказ, заметка, изложение и др.). В процессе обучения описательно-повествовательной речи у детей формируются общие для разных высказываний умения: представлять и раскрывать тему, выделять основную мысль высказывания, систематизировать материал (отбирать его, группировать, устанавливать связи между частями, определять и соблюдать логику изложения мыслей, планировать высказывание), выражать свои мысли правильно, точно, ясно. В программе по каждому году обучения определены умения, над которыми ведется работа в течение года. Учитель ориентируется на количество часов, указанное для работы над каждым из умений, и имеет возможность осуществить некоторое перераспределение времени с учетом особенностей развития детей класса, не изменяя, однако, предложенное в программе соотношение часов в отработке умений. Эти же умения отрабатываются в часы грамматических обобщений, а на уроках ППО, чтения частично. Чем ниже уровень владения школьниками речью, тем больше времени отводится на обучение детей описывать свою деятельность, события дня и другим умениям с выраженной коммуникативной направленностью.

Программа предусматривает обучение школьников высказываниям как в устной, так и в письменной форме. Это важно не только для формирования разных форм речевой деятельности, но и для развития самостоятельности в высказывании, а также для более полного использования учебного времени (при устно-дактильной форме обычно имеет место очередность в высказываниях, при письме же все ученики работают одновременно). Для проверки собственных высказываний учащиеся используют дактильную форму речи. В программе указан объем требований к овладению грамматическим строем и лексикой языка. На основе речевой практики дети подходят к грамматическим и лексическим обобщениям. Для ускорения и активизации процессов обобщения целесообразно проведение специальных упражнений в составе уроков развития речи и целых уроков грамматических обобщений. Исходным в этой работе является обучение нахождению начальной формы слова.

Основным направлением в работе над грамматической стороной речи является обучение синтаксическим конструкциям простого предложения. Программа требует от учащихся только практического умения строить предложения. Грамматические упражнения по своему содержанию должны быть тесно связаны с материалами уроков развития речи и чтения. Учащиеся овладевают лексикой в условиях речевой практики. Однако это не исключает специальной работы, способствующей более быстрому овладению материалом. Сюда относятся тренировочные упражнения на уроках грамматики, ведение словариков, в которые заносятся новые слова, подбор слов, близких и противоположных по значению, группировка их по морфологическому сходству и отличию (однокоренные слова, слова с одинаковыми и разными приставками). Уроки грамматических обобщений являются пропедевтическими в системе овладения глухими детьми грамматическими закономерностями языка.

На изучение предмета «Развитие речи» отводится 3 часа (99 часов)

В результате изучения учебного предмета «развитие речи» в начальной школе должны быть достигнуты определенные ре­зультаты.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные УУД:

  1. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
  2. Объяснять, что связывает меня: с моими близкими, друзьями, одноклассниками; с земляками, народом; с твоей Родиной со всеми людьми; с природой; испытывать чувство гордости за «своих» близких и друзей.
  3. Освоить роль ученика; объяснять самому себе, какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся.

Регулятивные УУД:

  1. Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учиться высказывать своё предположение (версию)
  4. Учиться работать по предложенному плану
  5. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  6. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
  2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

  1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Коммуникативные УУД

I. Понимание и выполнение поручений, умение выразить просьбу, побуждение

I.I. Выполнение поручения и обращение к товарищу или другому лицу с поручениями, предполагающими:

  • Действие, связанное с организацией работы (встать, включить и др.);
  • Соблюдение трудовой дисциплины (темп выполнения задания, качество работы);
  • Действие с одним предметом;
  • Действие с несколькими предметами;
  • Действие с одним или несколькими предметами при указании принадлежности предмета (чей?), количества предметов (сколько?), местонахождения предмета (где?), его перемещения (куда?);
  • Несколько действий с одним предметом;
  • Последовательное выполнение нескольких действий, указанных в одном поручении; • речевое действие (прочитать, спросить).

1.2. Выражение (не-)понимания речевого или практического действия:

  • Выражение непонимания;
  • Выражение непонимания высказывания с просьбой о его повторе;
  • Переспрашивание;
  • Выражение готовности к выполнению действия;
  • Выражение непонимания части задания, высказывания;
  • Выражение непонимания с объяснением причины.

1.3. Выражение просьбы в целях:

  • Получения материалов и инструментов;
  • Получения помощи;
  • Знакомства с интересующим предметом, образцом изделия;
  • Получения образца требуемого действия;
  • Обращения внимания учителя и товарища (к собственным вы сказываниям, действиям и результату работы);
  • Получения помощи с объяснением причины невыполнения поручения.

1.4. Выражение запрещения в целях:

Соблюдения дисциплины (по отношению к окружающим).

1.5. Обращение к товарищу по заданию учителя в целях:

• обращения на себя внимания товарища;

• оказания помощи в работе;

• получения (передачи) необходимых материалов и инструментов;

• получения (передачи) необходимой информации по организации работы, в связи с деятельностью.

II. Сообщение о деятельности по заданию учителя или по собственной инициативе

II.1. В связи с совместной деятельностью:

  • Обудущем виде деятельности;
  • О будущей работе с указанием последовательности видов деятельности;
  • О выполнении (или завершении) работы коллективом;
  • О подготовленности к работе (о наличии материалов и инструментов, о готовности коллектива к работе);
  • Оценка коллективных действий, всей работы;
  • Заключение о будущем виде деятельности на основе подготовленных материалов и инструментов.

II.2. О собственной деятельности:

  • О завершении действия, всей работы;
  • О возможности выполнения действия, работы (о наличии необходимого оборудования, об умениях и знаниях);
  • О качестве выполнения работы;
  • О собственных желаниях, настроениях, связанных с определенной работой; • характеристика и оценка действий;
  • Сравнение собственных действий с действиями товарища (темп работы, качество);
  • Сравнение результата деятельности с образцом.

II.3. О деятельности товарища:

  • О завершении действия, всей работы;
  • О возможности выполнения действия, работы (о наличии необходимого оборудования); • о качестве выполнения работы;
  • Характеристика и оценка действий;
  • Сравнение действий товарища с собственными действиями (темп работы, качество); • сравнение результата деятельности с образцом.

III. Ответ на вопрос и обращение с вопросом

III.1. О деятельности и в связи с совместной деятельностью:

  • В связи с организацией работы;
  • О завершении действия, работы;
  • Определение объекта и субъекта будущей деятельности;
  • О наличии необходимых материалов и инструментов;
  • О свойствах, качестве используемых материалов;
  • О качестве выполненного действия, результата работы;
  • Определение последовательности действий;
  • О готовности к работе;
  • Выяснение причин ошибок в работе;
  • Получение разрешения о помощи.

III.2 Вопросы познавательного характера:

  • Знакомство с новым объектом, его названием;
  • Знакомство с его внешним видом;
  • Отнесение нового объекта к той или иной группе знакомых объектов.

III.3 О невидимом объекте:

  • Определение названия объекта;
  • Получение информации о внешних признаках предметов (величина, форма, цвет);
  • Определение действия живого объекта;
  • Расспрашивание об объектах с выражением собственных предположений о внешних признаках предметов и действиях объектов;
  • Выяснение месторасположения угадываемых объектов на листе бумаги для их точного воспроизведения;
  • Выяснение направления движения объектов.

 III.4. О происходящих событиях:

  • О происходящих событиях;
  • О повседневных занятиях;
  • О занятиях, отдыхе дома в выходной день;
  • Об интересных событиях в недалеком прошлом;
  • О планах на ближайшее будущее (деятельности на уроке, занятиях дома, отдыхе в выходной день и во время каникул).

III.5. О себе или товарище:

  • О собственных анкетных данных (имя, фамилия, возраст, род занятий, домашний адрес);
  • Об именах, фамилиях, возрасте одноклассников;
  • Об отношении к чему-либо;
  • О семье (связь со школой).

Содержание учебного предмета

Названия раздела, тема урока.
Количество часов
Школа (учебные принадлежности, класс, столовая, спальня)
Игры и развлечения детей (дома, в школе
 Осень (погода, природа, фрукты, овощи).
12ч
Повседневные дела и события из личной жизни, а также из жизни классного коллектива. Хорошие и плохие поступки детей
11ч
 Темы по усмотрению учителя.
Осенние каникулы (как проводили каникулы).
Зима (лес, парк, река), изменения в природе и погоде, первый снег, занятия детей.
Дикие и домашние животные, рыбы. 
Основные события дня (режимные моменты, занятия в школе, занятия с конструктором, мозаикой и др.)
Новогоднийпраздник.
Зимние каникулы
Зимние развлечения детей.
Жизнь животных, птиц зимой.
Городская улица.
 Праздничные дни (День защитника Отечества, 8 Марта, День космонавтики, Праздник Весны и Труда День Победы — подготовка, поздравления).
 Семья (состав семьи, занятия членов семьи, взаимопомощь, семья дома).
Воскресный день
Весенние каникулы. 
Весна, признаки весны, первая зелень и цветы, занятия детей.
Животные весной (звери, птицы, насекомые), появление птенцов, детенышей.
Скоро лето.
Первоначальные грамматические обобщения
14ч
Повторение
 Всего
99ч

Календарно-тематическое планирование по Развитию речи

Тема

Словарь

Деятельность учащихся

Форма контроля

 

1,2

 

 

3,4

 

 

 

5

6

 

 

 

7

 

8

 

 

9,

10

11

 

12,13

14

15

 

16

 

17,18

 

19

 

20

21,22

 

 

 

 

 

 

Описание основных событий дня

- «День знаний». Зарисовки, подпись рисунков с помощью учителя.

 

- «Занятия детей в школе»

 

Описание одного предмета по теме

- «Фрукты»  Устно.

- Письменное описание предмета по теме: «Фрукты»

Описание одного предмета по теме:

- «Овощи»   Устно.

- Письменное описание предмета по теме: «Овощи»

Узнавание предмета по описанию:

- «Овощи»

Сравнение предметов по теме:

- «Фрукты» (яблоко и слива)

Сравнение предметов по теме:

 - «Овощи» (помидор и огурец)

 Описание предметов в их сравнении

- Помидор и яблоко.

- письменная работа

Работа по закрытой картинке.

- составление вопросов по закрытой картинке;

- содержание закрытой картинке в рисунке;

- передача содержания закрытой картинки в рисунке и сравнение с данной.

Составление рассказа по серии картинок.(3)

- составление рассказа по опорным словам;

- письмо рассказа.

Написание писем (1)

- письмо родителям

 

Праздник,  школа,  учительница, класс, букеты цветов, нарядные,  красивые  дети, ученики - школьницы(ки). Уроки, прогулка, перемена, занятия.

Фрукты: яблоко, груша, слива, апельсин, банан.

 

 

Овощи: огурец, помидор, баклажан, капуста.

Круглый (длинный, овальный),     сладкий (кислый, горький), красный (зелёный, синий, жёлтый), большой (маленький), толстый (тонкий),     крупный, сочный, невкусный.

Сравни яблоко и грушу. Яблоко круглое, а груша …

Сравни помидор и огурец. Помидор красный, а огурец …

 

 

Что изображено (нарисовано) справа  (слева, посередине), вверху (внизу)?

Я думаю, это первая (вторая) картинка.

Я написал(а) рассказ.

 

 

 

Здравствуйте, мои ...Добрый день. Как ваше здоровье?  У меня  всё   хорошо. Мне нравится учиться.

 

 

- отображать последовательность событий в рисунках, подписывать   свои рисунки  и  рисунки одноклассников распространёнными    предложениями;

 

- сообщать об интересных событиях, которые произошли  в собственной жизни; выделять интересное событие; составлять краткий  рассказ (4-5 фраз) с предварительной  зарисовкой  и последующей подписью рисунков;

 

- узнавать предмет по описанию (письменному,   устному); узнавать его, зарисовывать, подписывать, описывать;

 

- описывать один предмет: сопоставлять готовое описание с предметом; выделять в предмете главные признаки в описании, давать описанию название;

 

- сравнивать предметы: описывать 2 одинаковых предмета, отличающимся  по каким- либо признакам;

 

- описывать предметы в их сравнении: выделять  главные признаки; вести сравнение с выделением аналогичных признаков, отмечая сходство и различия;

 

- узнавать содержание закрытойкартины с помощью вопросов:

а) передавать её содержание в рисунке;

б) писать рассказ по картинке;

 

- определять  последовательность картинок; подписывать их распространёнными  предложениями; придумывать название рассказа; составлять рассказ (8-10 предложений); коллективно  обсуждать лучший вариант.

 

Беседа

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

 

Текущий

 

 

 

 

 

Текущий

 

 

 

Устный опрос

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

Беседа

 

 

Индивидуальный опрос

 

 

 

 

23

 

24

 

25

 

 

26

27

 

 

 

28

29

 

 

30

31

32

 

33

 

34

 

 

35

  36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

 

41

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание событий прошедшего дня:

- «Осенние каникулы» -составление рассказа.

- Описание события дня «В школе». Устно.

Письменное описание.

Интересные события из жизни в школе.

«Моя школа» (Солн. зайчик, с. 10- 11)

«Мои вещи» (p.p. подг. кл., стр. 12)

Экскурсия.Р.К

 

 

«Осень в парке»

- составление отчёта по экскурсии.

 

Описание предмета.

- узнавание животного по описанию

- описание одного предмета «Собака»

- описание одного предмета «Лиса»

Сравнение предметов (животные)

- сравнение предметов (живот.) в описании

«Лиса и собака»

Составление рассказа по картинкам (с предшествующими событиями)

«Первый снег» - чтение стр. 111)

-составление рассказа по опорным словам

- письмо рассказа

Работа по закрытой картине(3)

Составлении вопросов по закрытой картине

содержание закрытой картинки в рисунке

передача содержания закрытой картинки в рисунке и сравнение с данной

Написание писем (2)

Письмо родителям

Осенние  каникулы, на  каникулах    я …,  экскурсия, прогулка, кино, театр, цирк, кинотеатр.

Я встаю в ... часов утра. Я умываюсь, одеваюсь, делаю зарядку, завтракаю, заправляю постель, иду в школу.

 

 

 

Деревья  голые, покрыты снегом, земля покрыта снегом, погода, падает (выпал)снег.

Собака, хвост длинный (короткий),   цвет, ноги,  уши, туловище, покрыто    шерстью. Лиса, рыжая, пушистый хвост, лапки (маленькие), уши.

Лиса рыжая, а собака …У лисы хвост пушистый, а у собаки.... У лисы лапы..., а у собаки лапы …У лисы тело покрыто шерстью и у собаки …

Первый снег, белый, пушистый,      снежные  шапки, большие (маленькие) сугробы, лежит на земле, деревь­ях

Учащиеся должны уметь:

 

- отражать последовательность событий в рисунках, подписывать   свои рисунки  и  рисунки одноклассников  распространёнными    предложениями (с помощью учителя);

 

- сообщать об интересных событиях, которые произошли  в собственной жизни: на перемене, до (после) уроков; выделять интересное событие;

 

- составлять краткий  рассказ (4-5  предложений) с предварительной   зарисовкой  и последующей подписью рисунков;

 

- составлять рассказ по серии картинок;

 

- задавать вопросы товарищу о содержании его деятельности с помощью учителя;

 

- изображать эту деятельность в рисунках;

 

- подписывать рисунки распространенными предложениями;

 

- по письменному и  устному описанию предмета узнавать его, зарисовывать, подписывать, описывать;

 

- писать письма родителям с помощью учителя, вопросов  и по опорным словам;

 

- описывать 2 одинаковых пред- мета, отличающимся  по каким- либо признакам;

 

- узнавать содержание закрытойкартины с помощью вопросов:

а) передавать её содержание в рисунке;

б) писать рассказ по картинке;

 

- определять     последовательность картинок;

 

- придумывать название рассказа;

 

- составлять рассказ (8-10 предложений); коллективно  обсуждать лучший вариант.

 

 

Беседа

 

 

 

 

Беседа

 

 

Устный опрос

 

 

Текущий

 

 

Текущий

 

 

Устный опрос

 

 

Устный опрос

 

 

Беседа

 

Индивидуальный опрос

 

 

 

Текущий

 

 

 

Текущий

 

 

 

43

44

 

 

45

46

 

47

48

 

 

49

50.

 

51

 

52

 

 

 

 

53.

54

 

 

55

 

 

56.

 

 

57

 

58.

 

59.

 

60.

61

 

62

 

 

 

 

63

 

 

64

65

 

66.

 

 

 

67.

 

 

 

68

69

 

 

 

 

 

Описание событий.

- «Новый год» (р/р с.114)

- чтение деформированного текста, зарисовка, подпись рисунка с помощью учителя.

- составление краткого плана события.

- письменное описание событий. 

Работа по закрытой картинке.

«Каникулы»

- составление вопросов.

- содержание закрытой картинки.

- передача содержания закрытой картинки.

Составление рассказа по серии картинок.

 «Хоккей» (р/р с.117)

- определение последовательности картинок, ответы на вопросы по иллюстрациям.

- подпись картинок распространёнными предложениями.

Описание предмета.

«Птицы» р/р с.118

- описание одного предмета: «Сорока»

- описание одного предмета: «Воробей»р/р с.125

Описание предметов в их сравнении.

- «Сорока и воробей»р/р с.119

- «Воробей и ворона» р/р с.123

- «Ворона и сорока» р/р с.128

Узнавание предмета по описанию.

«Птицы» р/р с.122

«Рыбы» р/р с.132

Составление рассказа по картинке

 с предшествующими и последующими

 событиями.

«Как мы спасали ворону» р/р с.129

- устное составление рассказа с изложением содержания предшествующих событий по картине.

- зарисовка предшествующих событий.

- называние рассказа и описание рисунков (с помощью учителя, 10-12 предложений)

Написание  писем.

«Письмо сестре»  р/р с.136

 

Описание экскурсии.

«Весна пришла» (1)

«Скоро весна» (1)

Составление рассказа по картинкам.

«Магазин» (стр.177) Словарная работа. Составление рассказа. Письменная работа.

 

Погода весной. Экскурсия.Р.К.

Описание экскурсии.Р.К. «Скоро весна»

 

Погода весной.

 

 Беседа, зарисовка.

 

Старшие ребята, младшие, ёлочные, подарки, ёлка, волк, медведь, снежинка, зайчата, разноцветные лампочки, Дед Мороз, Снегурочка, нарядился, плясали вокруг ёлки.

 

Каникулы, кататься  на коньках, лыжах, танцуют  возле ёлки,  водят хоровод, ходят в кинотеатр, помогают маме. Умылся, позавтракал, убрал(застелил) постель, гулял на улице, играл в снежки, катался на лыжах, гулял с собакой.

Хоккей, шайба, клюшка, ворота, кто играет, смеются, упала, не видят, что случилось, вторая, первая.

 

 

 

Голубь, воробей, галка, ворона, сорока, снегирь.

Корм,  хвост длинный (короткий),    перья..., клюв…, больше, меньше.

Похожи, не похожи. Сорока большая, аворобей....У сороки  есть....,  и  у  воробья есть....Перья у сороки...., у воробья....У   вороны...,  у воробья....   У   вороны...,  у воробья... У вороны есть..., и у воробья тоже есть …

 

Сом, ёрш, щука, карась, туловище, плавники, хвост.     

 

 

Перебито крыло, сильный мороз, подобрали ворону, решили взять, подружилась с мальчиком, вылечили.

 

 

 

Здравствуйте (привет). Добрый день. Как у вас дела?Как ваше здоровье? У меня всё хорошо. Я учусь на ...и....До свидания. Целую

Небо ..., солнце…, деревья..., мороз…

Весна, грачи, небо..., солнце...,земля..., погода..., деревья..., на   деревьях...(скворечники)

Продукты, рубашка, другой, подумал,

Овощи, фрукты, одежда.

 

 

 

Учащиеся должны уметь:

 

- отражать  последовательность событий в рисунках, подписывать   свои рисунки  и  рисунки одноклассников  распространёнными    предложениями (самостоятельно);

 

- выделять интересное событие (с помощью учителя);

 

-  составлять  короткий  рассказ(4-5  предложений) с  предварительной   зарисовкой  и  последующей подписью рисунков;

 

- задавать вопросы товарищу о содержании его деятельности;

 

 - изображать эту деятельность в рисунках;

 

- подписывать рисунки распространенными предложениями;

 

- узнавать предмет по описанию (письменному,   устному); зарисовывать, подписывать, описывать;

 

- описывать 2 одинаковых пред- мета, отличающимся  по каким- либо признакам;

 

- описывать предметы в их сравнении;

 - составлять устно или письменно описание природы, пользуясь собственными наблюдениями;

 

 - коллективно и самостоятельно составлять  подробный  план описания;

 

- писать письма домой, с сообщением о своей жизни, интересных событиях;

 

- составлять  рассказ по серии картинок, определять  последовательность картинок;

 

 - подписывать  их  распространёнными  предложениями, придумывать название рассказа;

 

- передавать содержание закрытой картины;

 

- писать рассказ по картинке;

 

-  составлять  рассказ  по  одной картинке: выделять главное, отражать основную мысль в рассказе, давать название рассказу (с помощью учителя);

 

- составлять рассказ в рисункахс       изложением  содержания предшествующих  или  последующих  событий  по  картине, предложенной учителем;

 

- придумывать название рассказа и описывать рисунки (с помощью учителя 10-12 предложений);

 

Беседа

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

Текущий

 

 

 

Текущий

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

Беседа

 

 

Индивидуальный опрос

 

 

Текущий

 

 

 

 

 

 

Текущий

 

 

 

 

Текущий

 

 

 

Текущий

 

 

 

 

Текущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

 

 

 

70

71

 

 

 

72

 

73

 

74

 

 

75

76

 

77

 

  78

 

79

 

 

 

80.

81

 

82

83.

 

84

 

 

 

85

86

 

 

87.

88

 

89

90

 

 

 

91

92

 

93

 

94

 

 

 

 

 

95

 

 

96.

 

97

 

98

 

 

99

 

 

 

 

Описание основных событий .

 «Весенние каникулы»

«Весенние каникулы» и составление пересказа.

Составление ответов на вопросы по теме «Утро» (р/р стр.198) Рассматривание и анализ картинок. Составление подписей к иллюстрациям.

Экскурсия.

«Весна наступила!» - описание экскурсии

Описание прошедших событии.

«Случай на реке» (р/р 1 кл, с. 194)

- лексическая работа, чтение деформированного текста

- написание рассказа, подбор названия рассказа

- зарисовка по данным предложениям 

 

Расспрашивать о деятельности одноклассников.

            Узнавание предмета по описанию

«Цветы»

 - описание одного предмета «Тюльпаны»;

- описание одного предмета «Сирень»;

- сравнение предметов «Тюльпан и сирень»;

- описание предметов в сравнении.

Описание природы.

«Весна» (р/р стр.193)

Написание писем.

«Письмо маме» (р/р стр.231)

 

Составление рассказапо серии картинок.

«Сказка про мишек» (с. 236) 

-рассматривание иллюстраций, лексическая работа

- чтение сказки

- написание сказки, составление ответов на вопросы

Составление рассказапо одной картинке.

«В парке» (р/р стр.216)

- рассматривание картинки, лексическая работа

- составление ответов на вопросы, устное составление рассказа по плану 

- написание рассказа

Составление рассказа по картинке

 с предшествующими и последующими

 событиями.

«Девочка и ворона» (р/р стр.219)

- рассматривание картинок, расположение по порядку картинок, лексическая работа

- чтение сказки, составление последующих событий

- запись сказки по иллюстрациям

Работа по закрытой картинке.

 - вопросы по содержанию;

составление рассказа по закрытой картинке.

- зарисовка по данным предложениям 

Утром, зарядка, завтрак, чищу зубы, умываюсь, каша, иду в школу.

Утром я  встаю..., делаю…, умываюсь....,  чищу, надеваю...  Иду в.... Завтракаю. Потом я ... в школу.

Ярко светит солнце, голубое небо, лужи, мокрая земля на улице тепло.

 

Ребята, дети, мальчики, лёд, снег, река, провалился, серый, мокрый, кататься, деревня, вытащил, прибежали.

 

 

 

Что ты делаешь? Зачем? Почему?

 

 

Весенние цветы: тюльпаны, сирень, незабудка, нарциссы. Стебель, листок, лепестки, бутон. Тюльпан..., унего есть...Сирень...., у неё есть... Весенний цветок.

Небо (какое?)..., облака(какие?)..., ёлки (какие)..., солнце (какое?) ..., погода (какая?)...

Здравствуйте (привет). Добрый день. Как у вас дела? Как ваше здоровье? У меня всё хорошо. Яучусь на...и....До свидания. Целую.

Играли в футбол, медвежонок, выскочил, убежали, испугались, залезли, спрятались, схватил, смотрели.

 

Время года…            Погода… На первом плане....На втором плане.

Парк, скамейки, качели, клумба, песочница, деревья, цветы, тюльпаны, сирень, нарциссы.

 

Гуляла с куклой, прилетела, схватила, улетела на дерево, сыр, протянула, каркнула, выпала.

 

Уроки: чтение, деятельность, письмо. Дежурили, танцевали, делали  самолёт,  рисовали  картину, отвечали на вопросы.

 

Портфель, улица, пешеходов, машины, грузовик, автобус, троллейбус, пешеходный переход, светофор, остановка, дверь, сиденье, уступил место.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся должны уметь:

 

- отражать последовательность событий  в рисунках, подписывать  свои  рисунки и рисунки одноклассников распространёнными    предложениями (самостоятельно);

 

- выделять интересное событие с помощью учителя);

 

- составлять  короткий  рассказ (4-5   фраз) с  предварительной зарисовкой  и  последующей подписью рисунков;

 

- задавать вопросы товарищу о содержании его деятельности;

 

- изображать эту деятельность в

рисунках;

 

- подписывать рисунки распространенными предложениями;

 

- узнавать предмет по описанию (письменному,  устному);  зарисовывать, подписывать, описывать;

 

- описывать 2 одинаковых пред- мета, отличающимся  по каким- либо признакам;

 

- описывать предметы в их сравнении;

 

- составлять устно или письменно исание природы, пользуясьсобственными наблюдениями;

 

- коллективно и самостоятельно составлять  подробный  план описания;

 

- писать письма домой, с сообщением о своей жизни, интересных событиях;

 

- составлять  рассказ  по серии картинок, определять последовательность картинок;

 

- подписывать  их  распространёнными  предложениями, придумывать название рассказа;

 

- передавать содержание закрытой картины;

 

- писать рассказ по картинке;

 

- описывать экскурсию;

 

- сопоставлять готовое изделие (описание) с предметом, выделять в предмете главные признаки;

 

 

Беседа

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

Устный опрос

 

 

 

Текущий

 

 

 

Текущий

 

 

Устный опрос

 

 

 

Устный опрос

 

Беседа

 

 

 

Индивидуальный опрос

 

 

 

 

 

Текущий

 

 

 

Текущий

 

 

 

Текущий

 

 

 

Текущий

 

 

 

 

 

 

Текущий

 

 

 

 

 

Текущий

 

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Для учителя:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Сборник 1, авторы Т. С. Зыкова, Е. П. Кузьмичева, М.А. Зыкова, Л. П.Носкова, О, И, Кукушкина и др.
  2. 4. Корсунская Б. Д. Книга для чтенияя«Читаю сам», ч.2: в 3 кн. – М.: ВЛАДОС СЕВЕРО-ЗАПАД, 2011.
  3. 5. Зикеев А. Г. «Русский Язык», учеб.для 1 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений II вида. – М.: ВЛАДОС, 2009.
  4. 6. Методика преподавания русского языка в школе глухих, под ред. Быковой Л. М, Владос, 2002 г
  5. 7. Обучение глухонемого русскому языку, пособие для учителя, под ред. Зыковой С. А. и Рау Ф. Ф., 1950 год.
  6. 8. Воспитание сознательного чтения у глухонемых школьников. Под ред. Морозовой Н. Г.

Для учащихся:

  1. Зыкова Т. С. «Развитие речи», учеб.для 1 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений I вида. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Зыкова Т.С., Морева Н. А. «Чтение», учеб.для 1 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений I вида. – М.: Просвещение, 2007.
Остались вопросы?

Напишите нам и наш менеджер ответит на все вопросы

Мы находимся:
Россия.
Кемеровская обл.
г. Прокопьевск
МКОУ "Школа-интернат№32"